Об ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Государственным органом, органом местного самоуправления, государственным, муниципальным учреждением управляющая компания не является. Признаки же организаций, осуществляющих публично-значимые функции, в настоящее время законодательно не закреплены, перечень таких организаций отсутствует. При этом в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 №19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» отмечено, что отдельные публично значимые функции могут быть возложены на субъекты, не относящиеся к системе публичной власти, с учетом, в том числе, характера деятельности тех или иных организаций как имеющей публично-правовое значение.
Между тем согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 1361-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Литовского Бориса Владимировича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» часть 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.
В этой связи в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 №48-АД19-2, №88-АД19-2 указано, что управляющие многоквартирными домами компании являются обычными юридическими лицами, созданными для получения прибыли и не осуществляющими публично значимые функции.
Таким образом, управляющая компания субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, не является.
Вместе с тем порядок и сроки представления управляющей организацией, товариществом или кооперативом информации по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме регулируются Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416. При этом за нарушение данных Правил ст.ст.7.23.3 и 14.1.3 КоАП РФ также предусмотрена административная ответственность.
Разъяснение подготовил:
Помощник прокурора Валдайского района
Вавилина Д.А.